В индийской традиции самая большая единица времени — кальпа, или день Брахмы, который длится 4 320 000 000 лет .Кальпа состоит из четырнадцати манвантар, в каждую из которых входит семьдесят одна Маха-юга (великая эпоха) продолжительностью в 4 320 000 человеческих лет. В пределах каждой Маха-юги с течением времени происходит деградация человека и окружающего его мира.
Маха-юга делится на четыре эпохи ,которые называются сатья-юга, трета-юга, двапара -юга и кали-юга. Принято считать, что сейчас наш мир проходит через последний из этих периодов. Юги—части кальпы, Маха-юга в свою очередь делится на четыре юги: сатью, трету, двапару и кали. Западная наука считает, что человек появился на земле в несовершенном виде и с тех пор медленно, но непрерывно развивается .Но это представление противоречит традиционным учениям иудеев, вавилонян, египтян, индусов,греков, римлян ,христиан и др. Традиции всех народов свидетельствуют, что некогда человек был безгрешен и счастлив, но впоследствии утратил свое первичное совершенство и с тех пор неуклонно деградирует.
Поэтому появляются великие аватары, Христос или другие спасители, которые нисходят на землю, чтобы направить человечество на истинный путь. Эдем — это символ человеческого тела ,каким оно было до грехопадения в раю .В то время человек был един с природой. Он сам был раем — особо ценной частью сада счастья.
Согласно индийским верованиям сатья-юга — это золотой век добродетели и безгрешности, когда люди были прекрасны, обладали большой физической силой и высоким ростом и жили очень долго. «В те времена жили исполины», которые, благодаря своей духовной, ментальной и физической мощи, были способны на долгое воздержание (брахмачарья) и аскетические подвиги (тапас).Они жили долго и поэтому могли уделять много времени духовной практике. Основой жизни была энергия, люди жили по сто тысяч лет и сами выбирали время своей смерти. Их рост составлял больше 10 метров.
К этому времени относятся пять аватар Вишну: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха и Вамана. Этот период продолжался 4800 божественных лет, что составляет 1 728 ООО человеческих лет (один божественный год равен 360 человеческим).
Вторая юга, трета («три четверти»), характеризуется уменьшением добродетели (дхарма) на одну треть. Этот период продолжался 3600 божественных или 1 296 000 человеческих лет. Жизнь стала короче, сила и рост уменьшились. Основой жизни были кости, и люди жили по 10000 лет. Рост составлял около 7 метров. В мире было три четверти добродетели и одна четверть греха. Люди все еще делали добрые дела, исполняли обеты, приносили жертвы и совершали паломничества, основным из которых было наймишаранья. В этот период появились аватары Парашурама и Рама .
Третья юга — двапара («половина») продолжалась 2400 божественных,или 864 000 человеческих лет. В этот период добродетель сократилась еще на четверть. Срок жизни уменьшился до 1000 лет, люди стали слабыми и болезненными, и основой жизни стала кровь. Человеческий рост со ставлял около 3,5 метров. Грех и добродетель были равны по силе. Люди стали беспокойными. Они еще стремились к знанию, но утратили искренность и заботились одновременно об истинном благе и о личной выгоде. Основным местом паломничества стала Курукшетра. Согласно Вьясе, Ануштубхачарье и Джаядэве, аватарой Вишну этого периода был Баларама ,старший брат Кришны. По другим источникам, это сам Кришна.
В тысячелетний период сандхья, промежуточный междутретьей и четвертой югами, людям была открыта тантра, как это происходит в начале каждой кали-юги. Считается, что период, в который мы живем — кали-юга. В это время от добродетели остается только одна четверть. Кали-юга продолжается 1200 божественных, или 432 ООО человеческих лет. Некоторые источники считают началом кали-юги 3 120 год до н.э.— дату возвращения Вишну на небо после восьмого воплощения. Согласно пура -намитантрам отличительные черты этого периода — порок, слабость, болезни и общее уменьшение добра. Основой человеческой жизни, которая продолжается не больше 120, а по некоторым источникам не больше 100 лет, служит пища. Рост меньше 2 метров. Главным местом паломничества становится Ганга. Аватара этого периода — Будда. Последним аватарой должен стать Калки, Разрушитель греха, который ожидается в будущем. Он уничтожит зло, и тогда снова начнется век добра.
По описанию «Калки-пураны», его тело синее, как грозовая туча, в руке у него меч, он, подобно всаднику Апокалипсиса, мчится на быстром, как ветер, белом коне. Он — Покровитель людей, который уничтожит народ кали-юги. Он — Источник истинной религии. Джаядэва в своей оде аватарам пишет :«Ты уничтожаешь целую империю своим оружием, которое подобно пылающей комете,о Великолепный! О Кешава, воплотившийся в теле Калки! О Победитель! О Хари, Повелитель Вселенной!». Следующая сатья-юга положит начало новой Маха-юге, и так циклы подъема и упадка будут следовать один за другим, пока не закончится кальпа, или день Брахмы. Затем начнется ночь, когда не будет ничего (пралайя). Попродолжительности она равна дню Брахмы. В это время повелитель отдыхает в йога-нидре (йогический сон во время пралайи) на спине бесконечного змея Шеши. Вслед за ночью опять наступает день, Вселенная создается заново, и начинается следующая кальпа.
цит. по Артур Авалон "Введине в Маханирвану-Тантру".
цит. по Артур Авалон "Введине в Маханирвану-Тантру".