Google+ ИНТЕГРАТИВНАЯ ТАНТРА: Коваль С.Н., Холин Ю. Е: общие моменты происхождения Тантры

Коваль С.Н., Холин Ю. Е: общие моменты происхождения Тантры


В книге "Секреты Тантры-Йоги" Коваль С.Н., Холин Ю. Е авторы подробно описывают историю происхождения Тантры и ее развития  и влияние на другие религиозные и духовные учения.  В данной статье вы найдете общее описание происхождения Тантры.

Трудно определить возраст Тантры. Основные элементы этого древнейшего экстатического культа много и много старше любой индуистской религии. Происхождение и раннее развитие ее покрыто мраком тысячелетий, уходя в незапамятные времена. На заре своего развития, по‑видимому, Тантра представляла собой религиозно‑магические обряды и ритуалы с сексо‑физической или йогической практикой. Ко времени становления ранней цивилизации в долине Инда, она, должно быть, уже развилась в систему хорошо организованного культа. Следы тантрической практики найдены в Харашане и Мохенджодаро в виде изображений йогических поз, выражающих почитание созидательным принципам мужского и женского начал. К приходу ариев в Индию тантрическая практика была широко распространена среди дравидийских племен. Арии же привнесли в Тантру свои анимистические представления и ритуалы. Переплетение этих двух рас и цивилизаций повлияло на дальнейшее развитие Тантры. Ритуалы и обряды, составлявшие суть тантрического учения, были эзотеричны и хорошо охранялись от посторонних. Передавались они лишь избранным ученикам из поколения в поколение устно. Наследники учения Тантры представляли собой узкий круг единомышленников, войти в который могли лишь искушенные, хорошо проверенные и преданные адепты.

Тантрическая йога – культ индо‑арийского происхождения имеет непосредственную близость к Ведам, Упанишадам, эпосу и Пуранам. Писанные тантрические тексты представляют собой главным образом диалоги, но некоторые из них буддийской направленности, вероятнее всего, проистекают из Ваджраянистских сект Махаяны.

В то время, как индуистский тантризм перенимал элементы народной религии в образе верховного бога Шивы, а также культов Рудры и Шивы, восходящих к доиндуистскому времени, и тем самым подчеркивал телесно‑сексуальную условность этой формы тантризма, буддийский тантризм шел совершенно другим путем.

Здесь произошло расширение мира представлений фаллических культов до духовного и вместе с тем до космического единства жизни, что нашло свою эзотерическую базу в ставшем религией учении Будды. Жизненные указания Будды стали в тантризме ядром универсального мировоззрения, которого можно поэтапно достичь на пути тайных миров. Предпосылкой для этого была эманация Будды Шакьямуни в многообразный пантеон будд, бодхисаттв и божеств, символизирующих единство мира.

Из познания космических взаимосвязей всех явлений, отражающихся в нашем человеческом сознании, в буддизме ваджраяны развилось понимание единства духа и тела, мужчины и женщины, микро– и макрокосмоса. Наше тело согласно этому положению имеет свое соответствие во вселенной, как мужчина имеет свое соответствие в женщине, а дух в теле.

Уничтожение дуализма внешнего напряжения, заложенного в таких антагонистических парах, является целью тантрического буддизма. Чтобы достичь этого, необходим опыт единого, затмевающего все дуализмы, содержащегося в природе будды. Символ такого будды дал имя позднему буддизму.

Секреты тантрической йоги содержались также в глубокой тайне с момента возникновения доктрины. Но ее главное учение не могло долго ограничиваться определенными районами Индии, и постепенно оно распространилось по многим странам, таким как Непал, Тибет, Китай, Япония, Монголия и некоторым районам Юго‑Западной Азии. Многие государства Средиземноморья также претерпели влияние тантризма – это Египет, Греция, Крит и др. Сначала Тантра была только индуистская, но с течением времени тантрическое учение органически вошло в другие религии. Таким образом возникли буддийский и джайнистский ее варианты. Естественно, первоначальные тантрические ритуалы и доктринальные идеи изменились в соответствии с требованиями различных религиозных структур. До сих пор существует много неправильных представлений о действительной природе Тантры и ее практики. Многое из тантрических учений и законов никогда не было зафиксировано графически, а огромное количество писанных текстов еще остаются нерасшифрованными или непонятыми.

Тантра настолько всеобъемлюща, что влияние ее можно проследить в каждой религии. У суфиев, например, она приобрела развитую, отличающуюся от других форму мистического оттенка. Любая религиозная практика опирается во многом на принцип дуальности (исключением является Дзен) для достижения высшей реализации. Единство противоположностей, уравновешивание противоречивых начал на уровнях как макрокосма, так и микрокосма – основная цель и объект познания Тантры. С начала своего развития и тысячелетия спустя, по сей день, Тантра оказывала и оказывает неотразимое влияние на многие религии, несмотря на то, что существовало да и ныне существует неверное понимание ее и постоянные потуги подавления и уничтожения ее корней и ветвей.

Ранние тантрические тексты упоминают многие астрономически подтвержденные места, благоприятные для тантрической науки и практики. Эти места, традиционно известные как питхи, появились, как гласит легенда, когда бог Шива расчленил тело своей умершей супруги Парвати или Сати, раскидав части по свету. Места, на которые они упали, стали величайшими пристанищами Тантры. Таких сиддхапитх насчитывают пятьдесят одну или сто восемь. К примеру, Йони (вульва) Сати упала на Камруну, что в штате Асам, и это место считается одним из величайших центров тантрической практики. Другие три великих питхи: уддияна (живот) – Одиса, шрихатта (сердце) – Силхет и пурначири (печень) – Пурнашила. Многие другие места, в которых жили тантрики, также назывались питхами. Эти сиддхапитхи, разбросанные по всей стране, явно указывают на популярность Тантры в древней и современной Индии.

Пройдя сквозь столетия, Тантра выработала различные методы и уровни, дабы удовлетворять потребности и потенциальные возможности ее бесчисленных почитателей. Цель при этом остается прежней, но пути достижения ее различаются.
Таким образом, существуют шайваистские, шактистские, вайшнаваистские и буддийские секты Тантры, а также множество подсект и различных школ. В дальнейшем мы подробно коснемся философских аспектов наиболее древней из них – Шайваистской Тантры.

Сквозь все тантрические учения обязательным порядком проходит одна общая идея, дающая понятие экстатического слияния с созидательными силами космоса. И эта основная идея сглаживает все доктринальные различия, показывая действительную искусственность ритуальной практики. 


Тантра в своей сути не просто религиозная вера, но образ жизни, мышления, действия. Обряд и ритуалы – лишь внешние инструменты для проникновения к внутренней сущности. 


Тантра – это как бы способ видения, внутренний опыт реальности, к чему и помогают подойти церемонии, которые в тантрическом понятии не идентичны, а скорее противоположны физической распущенности.

Тантру можно назвать системой, культом, дисциплиной, с помощью которой адепт способен вызывать состояние единства его внутреннего и внешнего бытия, это способ материализации всех его потенциальных возможностей. Это синтез внутреннего и внешнего – духа и тела, сознания и материи. Это божественный путь, ведущий к возможности реализации материальных и духовных потенций.

Характерная тантрическая мудрость, которая имеет вполне понятную земную подоплеку, утверждает, что радости и удовольствия мира не должны подавляться, но быть правильным образом культивированы и направлены на достижение высшей цели реализации. Как раз этот аспект и отличает тантру от всех других религиозных и философских систем...





Похожие статьи: